АГЕНТЫ - ГОТОВЬТЕСЬ!
В этом году МТСБУ ввело регистрацию всех агентов по продаже ОСАГО: теперь на сайте бюро водитель может проверить не только подлинность полиса, но также зарегистрирован ли агент, с какими компаниями он сотрудничает, сколько полисов и под какими номерами продает.
Это приведет к сокращению агентских комиссий, достигающих сейчас 40‑50 % от суммы премий. По мнению председателя комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслава Черняховского, размер агентских вознаграждений в следующем году снизится до 20‑25 %.
В страховых компаниях ожидают, что в следующем году уменьшится число страховых агентов, продающих поддельные полисы якобы на потерянных бланках. По таким договорам никто никогда не платит. Снижение цены полиса — до 60% — клиент получает только за счет комиссионных платежей страховым агентов.
По прогнозам страховщиков, ужесточение контроля за продавцами ОСАГО, рост выплат и отсутствие диалога между участниками и руководством МТСБУ может привести в 2014 г. к сокращению числа продавцов "автогражданки" на 5‑10 %. За последний год с этого рынка ушло десять компаний, и сегодня в пул входит 72 участника.
ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОЛИС - В ПРОДАЖУ!
В будущем 2015 году должна начать работать в тестовом режиме система электронной продажи полисов ОСАГО. "Это может произойти уже во втором полугодии", — полагает Владислав Борец. Но для этого страховому рынку необходимо инвестировать в IT-решения. Например, создать внутренние электронные реестры полисов и оснастить своих агентов оборудованием для оперативного внесения информации о продажах.
ОТМЕНА СИСТЕМЫ СКИДОК - ВСЁ МОЖЕТ БЫТЬ!
МТСБУ лоббирует отмену системы "бонус-малус", позволяющей добросовестным водителям получать до 50 % скидки на полисы ОСАГО. Но в последние годы этот механизм активно используется "рисковыми" страховщиками для скрытого демпинга.
Система "бонус-малус" может быть отменена уже в следующем 2015 году, возможно с апреля, хотя не все страховщики считают такое решение правильным. "Конечно, отменить "бонус-малус" гораздо проще, чем создавать механизм контроля за его применением, что было бы эффективнее", — уверен Яременко.
"Бонус-малус" позволяет сейчас страховщикам удешевить полис ОСАГО на 50% для водителей с долгим безаварийным стажем и увеличить цену почти в 2,5 раза при наличии страховых событий.
"Бонус-малус" позволяет сейчас страховщикам удешевить полис ОСАГО на 50% для водителей с долгим безаварийным стажем и увеличить цену почти в 2,5 раза при наличии страховых событий.
Система скидок при продаже полисов автогражданской ответственности владельцев наземных транспортных средств "бонус-малус" должна быть упразднена. Такое же мнение высказал заместитель генерального директора СК "NGS" Сергей Бурбель. По его мнению, на сегодняшний день система скидок, основанная на безаварийности вождения, используется исключительно в целях демпинга со стороны недобросовестных страховых компаний. Эксперт считает, что как только МТСБУ увеличит уровень нормативных отчислений для страховых компаний (соответствующий проект закона рассматривается и обсуждается в кругу специалистов), желающих снижать цену за счет "бонус-малуса" будет гораздо меньше. Ведь придется отдавать от 30 до 50% всех собранных премий – в зависимости от уровня убыточности компании. "Соответственно, возможностей демпинговать больше не будет. Поскольку повышающие коэффициенты к полисам ОСАГО практически никогда не применяются, существование системы "бонус-малус" потеряет какой-либо смысл", - говорит С.Бурбель. По его словам, дифференциации по регионам и объему двигателя автомобиля вполне достаточно, чтобы регулировать цену полиса адекватно убыточности в той или иной группе автовладельцев.
ВЫПЛАТЫ ПО СТРАХОВОМУ СЛУЧАЮ - КТО "РУЛИТ"?
Прямое урегулирование выплат по "автогражданке" (то есть компенсация потерь клиенту компанией, продавшей ему полис ОСАГО, а не страховщиком виновной стороны), о котором много говорили в 2013‑м, в лучшем случае может появится в начале 2015‑го
Переход на прямое урегулирование потребует изменений в законах и в самих компаниях. К примеру, нужно будет определить механизм решений спорных вопросов и взаиморасчетов между страховыми компаниями.
С. Бурбель отмечает, что с рядом нововведений страхования авто в Украине, которые сегодня уже обсуждаются на рынке, у страховых компаний появится больше возможностей для проявления своих конкурентных преимуществ, чем сейчас (фактически сейчас конкуренция сводится к ценовому демпингу). "Если будет внедрена норма, по которой выплату по ОСАГО будет производить компания пострадавшего, а не виновника, работать на репутацию будет скорость и аккуратность выплат, а также дополнительные сервисы. Именно после такого нововведения ОСАГО может стать полноценным "якорным" продуктом, который будет привлекать в компанию новых клиентов на другие виды страхования", - подытожил эксперт.