Напомним, что 14 августа вступил
в Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты
Украины для устранения чрезмерного государственного регулирования в
сфере автомобильных перевозок» (далее – «Закон»), который отменил
обязательный технический осмотр для легковых автомобилей (кроме
используемых для коммерческих целей), а также упростил порядок передачи
автомобиля в управление лицам, не являющимся собственниками. Если в
подавляющем большинстве случаев водители предъявляли сотрудникам ГАИ
либо доверенности от собственников, либо путевые листы, выданные
предприятием-собственником, то теперь никаких дополнительных документов,
кроме техпаспорта, ГАИ не потребует.
В связи с принятием Закона велись
оживленные дискуссии относительного того, будет ли вообще
контролироваться техническая безопасность автомобилей для дорожного
движения и каким образом, повлияет ли принятие закона на условия
автострахования, не кроется ли иной подвох в «удобном» законе.
По прошествии некоторого времени после
вступления в силу Закона предлагаем Вашему вниманию результаты изучения
проектов нормативных актов, а также новостей по данной теме, которые
позволяют делать некоторые прогнозы в связи с отменой техпаспортов и
доверенностей.
В настоящее время уже разработан проект
Постановления Кабинета министров Украины «О внесении изменений в Правила
дорожного движения»1, нормы которого позволяют предвосхитить развитие взаимоотношений автомобилистов и ГАИ.
Прежде всего, обращаем внимание на
планируемые изменения в пункты 2.1. и 2.4. Правил дорожного движения
(далее – ПДД), которые устанавливают перечень документов, которые должны
иметь при себе водители, а также обязанности водителя в случае его
остановки по требованию работника милиции.
ПДД в новой редакции предполагает, что в случае остановки работником милиции водитель обязан предъявить, а в случае возникновения подозрений о подделке - передать для проверки:
ПДД в новой редакции предполагает, что в случае остановки работником милиции водитель обязан предъявить, а в случае возникновения подозрений о подделке - передать для проверки:
- удостоверение водителя ("водительские права");
- регистрационный документ на транспортное средство ("техпаспорт");
- полис ОСАГО.
(также
остаются специальные требования для маршрутных транспортных средств,
для грузовых автомобилей, перевозящих опасные грузы, а также автомобилей
со специальной световой и звуковой техникой).
Из этого следует:
Из этого следует:
Во-первых, что водитель при отсутствии подозрений о подделке обязан предъявить документы, а не передать на проверку, как предусмотрено в действующих правилах (оговорка о том, что в случае подозрений о подделке документы всё же должны именно передаваться на проверку, хоть и не исключает злоупотреблений со стороны сотрудников ГАИ, но очевидно необходима для пресечения угонов).
Во-вторых, что из перечня документов, предъявляемых водителем, исключены доверенность на право управления автомобилем и путевой лист, при этом никакие альтернативные документы взамен этих – по крайней мере, согласно опубликованному проекту - не требуются (напомним, обсуждалось, что вместо доверенности могут ввести копии справок МРЕО с перечнем лиц, имеющих право управлять транспортным средством, однако, на данный момент в официальных источниках нет информации о наличии или подготовке проекта нормативно-правового акта, который бы внедрял альтернативный механизм контроля или альтернативный документ, подтверждающий законность управления чужим транспортным средством).
Во-вторых, что из перечня документов, предъявляемых водителем, исключены доверенность на право управления автомобилем и путевой лист, при этом никакие альтернативные документы взамен этих – по крайней мере, согласно опубликованному проекту - не требуются (напомним, обсуждалось, что вместо доверенности могут ввести копии справок МРЕО с перечнем лиц, имеющих право управлять транспортным средством, однако, на данный момент в официальных источниках нет информации о наличии или подготовке проекта нормативно-правового акта, который бы внедрял альтернативный механизм контроля или альтернативный документ, подтверждающий законность управления чужим транспортным средством).
Таким
образом, есть основания предполагать, что в Украине всё же будет
применён европейский принцип проверки законности использования
автомобиля, который заключается в следующем: факт передачи техпаспорта
на автомобиль третьему лицу сам по себе подтверждает волю собственника
на передачу автомобиля в управление такому лицу. В случае же угона
автомобиля собственник должен (поскольку он заинтересован) немедленно
сообщить в милицию об угоне, а дальше главная задача – обеспечить
доведение до сведения всех дорожных постов информации об угнанном
транспортном средстве.
Данный принцип представляется вполне логичным, поскольку – если автомобиль передан в управление законным собственником – действительно, достаточно передать техпаспорт. Выдача доверенности, которая на практике не исполняет никакой другой функции, кроме подтверждения права управления чужим автомобилем, в данном случае дублирует передачу техпаспорта, соответственно – очевидно является «лишней». Если же собственник потерял техпапсорт или автомобиль у него угнали, и он опасается, что техпапсорт может быть подделан, ему необходимо срочно заявить об этом в правоохранительные органы, которые запустят механизм поимки. В данном случае доверенность никоим образом не повышает шансы на более эффективную работу правоохранителей или более скорую поимку угнанного автомобиля.
Единственная смоделированная ситуация, которая хоть и не бесспорно, но могла бы опровергнуть тезис о бесполезности доверенности с точки зрения подтверждения законности управления автомобилем, это ситуация, при которой автомобиль угоняют с использованием поддельного техпаспорта, а собственник не знает об этом в течение длительного времени (либо по иным причинам не обеспечивается оперативная передача информации об угоне). В такой ситуации кто-то может заметить: если бы в предмет проверки сотрудниками ГАИ продолжала входить доверенность или аналогичный документ, то существовала бы вероятность, что в случае остановки угонщика сотрудниками ГАИ, его бы задержали ввиду отсутствия доверенности. Если же угонщик предъявит поддельный техпаспорт, сотрудники ГАИ, не требуя у него больше никаких документов, могут не заметить подделки и отпустят его.
Нам, тем не менее, представляется, что такая вероятность на практике крайне мала, к тому же, если угонщик способен подделать техпаспорт таким образом, что сотрудник ГАИ «намётанным» глазом не заметит подделки, можно предположить, что он худо-бедно способен подделать и доверенность.
Изложенное, с нашей точки зрения, свидетельствует о состоятельности европейского принципа и о наличии у него шансов «прижиться» Украине.
С практической точки зрения новшества проверки документов нуждаются в рекомендации собственникам быть предельно внимательными: упрощение порядка проверки документов ГАИ влечёт за собой увеличение ответственности собственников в части контроля за местонахождение техпаспорта и транспортного средства. Решения собственника о передаче техпаспорта третьим лицам должны быть хорошо обдуманы, учитывая, что именно собственнику – в случае ДТП и прочих неприятных приключений на дороге – придётся доказывать, что управлял автомобилем не он, а третье лицо, нигде в документах не зафиксированное, либо – нести ответственность самому, в том числе, за действия третьих лиц. Данное касается как существенных сложностей при доказывании регрессных требований к водителю по гражданскому ущербу, так и, увы, угрозы уголовной ответственности (или, по крайней мере, значительно более пристального внимания следствия к собственнику при отсутствии доказательств управления автомобилем иным лицом).
К слову, можно предположить, что изменения ПДД повлекут новую тенденцию в сфере страхования, а именно подтолкнут благоразумных собственников к страхованию ответственности и рисков, связанных с автомобилями, сверх тех, что составляют предмет обязательного страхования.
О грядущих изменения в сфере страховании, которые ожидаются уже в следующем месяце – в связи со вступлением в силу Закона Украины «О внесении изменений в некоторых законодательные акты Украины относительно дорожно-транспортных происшествий и выплати страхового возмещения», мы расскажем в отдельной публикации.
Возвращаясь к проекту изменений ПДД, отметим вторую особязанность водителя среди предусмотренных пунктом 2.4, в которой планируется внести изменения. Итак, водитель будет обязан:
Данный принцип представляется вполне логичным, поскольку – если автомобиль передан в управление законным собственником – действительно, достаточно передать техпаспорт. Выдача доверенности, которая на практике не исполняет никакой другой функции, кроме подтверждения права управления чужим автомобилем, в данном случае дублирует передачу техпаспорта, соответственно – очевидно является «лишней». Если же собственник потерял техпапсорт или автомобиль у него угнали, и он опасается, что техпапсорт может быть подделан, ему необходимо срочно заявить об этом в правоохранительные органы, которые запустят механизм поимки. В данном случае доверенность никоим образом не повышает шансы на более эффективную работу правоохранителей или более скорую поимку угнанного автомобиля.
Единственная смоделированная ситуация, которая хоть и не бесспорно, но могла бы опровергнуть тезис о бесполезности доверенности с точки зрения подтверждения законности управления автомобилем, это ситуация, при которой автомобиль угоняют с использованием поддельного техпаспорта, а собственник не знает об этом в течение длительного времени (либо по иным причинам не обеспечивается оперативная передача информации об угоне). В такой ситуации кто-то может заметить: если бы в предмет проверки сотрудниками ГАИ продолжала входить доверенность или аналогичный документ, то существовала бы вероятность, что в случае остановки угонщика сотрудниками ГАИ, его бы задержали ввиду отсутствия доверенности. Если же угонщик предъявит поддельный техпаспорт, сотрудники ГАИ, не требуя у него больше никаких документов, могут не заметить подделки и отпустят его.
Нам, тем не менее, представляется, что такая вероятность на практике крайне мала, к тому же, если угонщик способен подделать техпаспорт таким образом, что сотрудник ГАИ «намётанным» глазом не заметит подделки, можно предположить, что он худо-бедно способен подделать и доверенность.
Изложенное, с нашей точки зрения, свидетельствует о состоятельности европейского принципа и о наличии у него шансов «прижиться» Украине.
С практической точки зрения новшества проверки документов нуждаются в рекомендации собственникам быть предельно внимательными: упрощение порядка проверки документов ГАИ влечёт за собой увеличение ответственности собственников в части контроля за местонахождение техпаспорта и транспортного средства. Решения собственника о передаче техпаспорта третьим лицам должны быть хорошо обдуманы, учитывая, что именно собственнику – в случае ДТП и прочих неприятных приключений на дороге – придётся доказывать, что управлял автомобилем не он, а третье лицо, нигде в документах не зафиксированное, либо – нести ответственность самому, в том числе, за действия третьих лиц. Данное касается как существенных сложностей при доказывании регрессных требований к водителю по гражданскому ущербу, так и, увы, угрозы уголовной ответственности (или, по крайней мере, значительно более пристального внимания следствия к собственнику при отсутствии доказательств управления автомобилем иным лицом).
К слову, можно предположить, что изменения ПДД повлекут новую тенденцию в сфере страхования, а именно подтолкнут благоразумных собственников к страхованию ответственности и рисков, связанных с автомобилями, сверх тех, что составляют предмет обязательного страхования.
О грядущих изменения в сфере страховании, которые ожидаются уже в следующем месяце – в связи со вступлением в силу Закона Украины «О внесении изменений в некоторых законодательные акты Украины относительно дорожно-транспортных происшествий и выплати страхового возмещения», мы расскажем в отдельной публикации.
Возвращаясь к проекту изменений ПДД, отметим вторую особязанность водителя среди предусмотренных пунктом 2.4, в которой планируется внести изменения. Итак, водитель будет обязан:
- дать возможность осмотреть транспортное средство в соответствии с законодательством при наличии для этого законных оснований (продолжение нормы -это новшество), а также осуществить контроль его технического состояния с помощью специальных устройств (приборов).
В
публикациях на эту тему упоминается, что ГАИ уже закупила передвижные
станции диагностики для инспектирования тормозной системы, рулевого
механизма, параметров света фар, затемнения стёкол, что позволяет с
высокой степенью вероятности определить будущие излюбленные объекты
проверок. Некоторые авторы, ссылаясь на официальные заявления
должностных лиц МВД, «обнадёживают», что проверка на передвижных
станциях будет осуществлять только коммерческих автомобилей. Иные,
напротив, заранее возмущены предполагаемыми злоупотреблениями и ожидают
«поголовных» техосмотров на дороге.
Одновременно в интернет-изданиях дискутируют на тему того, имеют ли сотрудники милиции компетенцию и право определять техническое состояние транспортного средства и привлекать за это к ответственности.
Мы проанализировали этот вопрос и должны отметить следующее: Одновременно в интернет-изданиях дискутируют на тему того, имеют ли сотрудники милиции компетенцию и право определять техническое состояние транспортного средства и привлекать за это к ответственности.
- Закон о милиции в статье 11, действительно позволяет работникам милиции останавливать транспортные средства в случае наличия признаков, свидетельствующих о технической неисправности транспортного средства.
- При этом в Украине с осени 2008 года действует Порядок осуществления контроля за техническим состоянием колёсных транспортных средств по время их эксплуатации, утверждённый Приказом МВД от 13 октября 2008 года N 534, позволяющий сотрудникам ГАИ проводить проверку технического состояния колёсных транспортных средств в перерывах между техосмотрами – в случае наличия признаков, свидетельствующих о неисправности, а также ответить на вопросы водителей (а в последствии и суда) о том, чем они руководствовались при проверке технического состояния автомобиля.
- В частности, указанный порядок предусматривает возможность проверки технического состояние автомобиля в местах, где не запрещена остановка и не создаётся препятствие дорожному движению. Срок проверки не может превышать 20 минут, при этом не допускается вмешательство в работу (разборка) проверяемых узлов и агрегатов. Проверяются автомобили на соответствие ДСТУ 3649-97 «Средства транспортные дорожные. Эксплуатационные требования безопасности к техническому состоянию и методы контроля». Очень важно, что порядок допускает использование фото и видеосъёмки для сохранения материалов проверки – в случае, если водитель не согласен с результатами проверки.
- Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) устанавливает ответственность за управление автомобилем, имеющим неисправности тормозной системы, рулевого управления, внешних световых устройств или иные технические неисправности, с которыми их эксплуатация запрещается, в части 1 статьи 121 (размер штрафа составляет от 340 до 425 гривен).
Вышеизложенные положения свидетельствуют о том, что сотрудники ГАИ действительно будут иметь законные основания проверять техническое состояние автомобилей на дорогах, взыскивать штрафы за ненадлежащее техническое состояние, а также применять временное задержание транспортных средств (то есть отправлять их на штрафплощадку) – что допускается в случае выявления технической неисправности транспортного средства, см. статья 265-2 КоАП (процитированные извлечения из статьи см. в сноске)2.
Разумеется, никто не отменил норму о том, что остановка транспортного средства, а также проверка его технического состояния должны быть обоснованными, признаки технической неисправности должны быть очевидными (а не предполагаемыми) и, разумеется, водитель имеет право требовать у сотрудника ГАИ назвать ему причину остановки, а также основания проверки технического состояния, настаивать на видео съемке процесса проверки, обжаловать действия работника милиции, обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности.
Однако неверны и утверждения о полной безосновательности проведения проверки технического состояния автомобиля сотрудниками ГАИ, о превышении ими полномочий при проведении таких проверок – утверждения, которые, вероятно, обусловлены тем, что автомобилисты к такому поведению ГАИшников не привыкли.
В ПДД предусматриваются и некоторые иные изменения уточняющего и детализирующего характера, не имеющие принципиального значения для данной темы, в связи с чем мы их подробно в данной консультации не характеризуем.
Что касается обязательного технического контроля (для коммерческих и грузовых автомобилей), то наряду с проектом изменений в ПДД, ГАИ и Кабинетом Министров Украины сейчас ведется активная разработка нормативно-правовых актов, регулирующих порядок осуществления технического контроля, требования к организации, которые будут его проводить. С ними можно ознакомиться на сайтах Министерства инфраструктуры Украины (Минтранс) и Госавтоинспекции3.
В настоящее время, как уже упоминалось выше, проект Постановления о внесении изменений в ПДД опубликован на сайте Госавтоинспекции (http://www.sai.gov.ua/law/0/1/15.htm).
По проекту до 28 августа 2011
года ГАИ принимались заявления и предложения. Таким образом, в скором
будущем можно ожидать подведения итогов обсуждения проекта и, вполне
возможно, его принятия.
1 С текстом Проекта можно ознакомиться на официальном сайте Госавтоинспекции Украины (далее – «ГАИ»): http://www.sai.gov.ua/law/0/1/15.htm.
2 Витяги зі Статті 265-2. Тимчасове затримання транспортних засобів. У разі наявності підстав вважати, що водієм вчинено порушення, передбачені частинами першою, другою, третьою, п'ятою і шостою статті 121, статтями 1211, 126, частинами першою, другою, третьою і четвертою статті 130, статтями 1321, 2061 цього Кодексу, працівник Державної автомобільної інспекції тимчасово затримує транспортний засіб шляхом блокування або доставляє його для зберігання на спеціальний майданчик чи стоянку (якщо розміщення затриманого транспортного засобу суттєво перешкоджає дорожньому руху), в тому числі за допомогою спеціального автомобіля - евакуатора. Про тимчасове затримання робиться відповідний запис у протоколі про адміністративне правопорушення.
Транспортний засіб може бути тимчасово затриманий на строк до вирішення справи про адміністративне правопорушення, але не більше трьох днів з моменту такого затримання.
Після закінчення триденного строку тимчасового затримання транспортного засобу особа має право звернутися за отриманням тимчасово затриманого транспортного засобу. Таке звернення особи є обов'язковим для його виконання незалежно від стадії вирішення справи про адміністративне правопорушення.
Порядок тимчасового затримання та зберігання транспортних засобів на спеціальних майданчиках та стоянках визначається Кабінетом Міністрів України.
3 http://www.mtu.gov.ua/uk/alias_50/22993.html
2 Витяги зі Статті 265-2. Тимчасове затримання транспортних засобів. У разі наявності підстав вважати, що водієм вчинено порушення, передбачені частинами першою, другою, третьою, п'ятою і шостою статті 121, статтями 1211, 126, частинами першою, другою, третьою і четвертою статті 130, статтями 1321, 2061 цього Кодексу, працівник Державної автомобільної інспекції тимчасово затримує транспортний засіб шляхом блокування або доставляє його для зберігання на спеціальний майданчик чи стоянку (якщо розміщення затриманого транспортного засобу суттєво перешкоджає дорожньому руху), в тому числі за допомогою спеціального автомобіля - евакуатора. Про тимчасове затримання робиться відповідний запис у протоколі про адміністративне правопорушення.
Транспортний засіб може бути тимчасово затриманий на строк до вирішення справи про адміністративне правопорушення, але не більше трьох днів з моменту такого затримання.
Після закінчення триденного строку тимчасового затримання транспортного засобу особа має право звернутися за отриманням тимчасово затриманого транспортного засобу. Таке звернення особи є обов'язковим для його виконання незалежно від стадії вирішення справи про адміністративне правопорушення.
Порядок тимчасового затримання та зберігання транспортних засобів на спеціальних майданчиках та стоянках визначається Кабінетом Міністрів України.
3 http://www.mtu.gov.ua/uk/alias_50/22993.html
Проект Постанови КМУ “Про
затвердження Порядку проведення обов’язкового технічного контролю та
обсяги перевірки технічного стану колісних транспортних засобів,
Порядку проведення перевірки технічного стану транспортних засобів під
час обов’язкового технічного контролю транспортних засобів суб’єктами
господарювання, Переліку обладнання, необхідного для одержання права
на здійснення обов’язкового технічного контролю транспортних засобів,
Технічного опису та зразка протоколу перевірки технічного стану
транспортного засобу”.
http://www.mtu.gov.ua/uk/alias_50/22976.html
http://www.mtu.gov.ua/uk/alias_50/22976.html
Проект
Постанови КМУ “Про затвердження Технічного регламенту послуг з
технічного обслуговування і ремонту колісних транспортних засобів”.
http://www.sai.gov.ua/law.htm
http://www.sai.gov.ua/law.htm
Проект Постанови КМУ “Про затвердження порядку здійснення державного контролю за додержанням суб'єктами проведення обов’язкового технічного контролю законодавства у цій сфері.
Проект Постанови КМУ “Про затвердження переліку документів, що подаються суб’єктами для одержання права на здійснення обов’язкового технічного контролю транспортних засобів”
Проект Постанови КМУ “Про затвердження переліку документів, що подаються суб’єктами для одержання права на здійснення обов’язкового технічного контролю транспортних засобів”